«Японизация» экономики. Период пузыря
Не долго музыка играла, не долго японец танцевал. К середине 80-ых США решили охладить пыл японцев, которые стали слишком много себе позволять.
В 1985 году было подписано знаменитое соглашение «Plaza Accord», по которому доллар теперь девальвировали по отношению к четырем основным мировым валютам, помимо самого доллара. Для этого Центробанк Японии получил гору долларов, которые должен был начать тратить. При этом йена закономерно стала дорожать, а значит и японские товары на международном рынке тоже стали дороже, и как следствие менее конкурентоспособными. Но это произошло не моментально, а тянулось целых 5 лет. Помимо девальвации доллара американцы пропихнули японскому Центробанку еще кучу самоубийственных инициатив по типу дерегулирования финансовой отрасли и «смягчения условий выдачи кредита». В итоге пошел бешеный монетарный пампинг всего и вся: земли, недвижимости, акций. За 5 лет с 1985-ого по 1990-ый японцы безумно богатели. Любая палка, воткнутая в землю, сразу получала капитализацию, невероятные перспективы, а ее акции сразу торговались на бирже с дикими мультипликаторами.
Создалась ситуация, когда в стране были крайне дешевые и доступные кредиты. От чего спрос на недвижимость и землю резко вырос, а вслед за этим и цены на них, которые вообще не имели под собой фундаментального обоснования, поскольку цена активов создавалась искусственно за счет разгона кредита. То же самое творилось и на фондовом рынке. Те, кто владел какими-либо активами, закладывали их, брали новый кредит и несли их в фондовый рынок или рынок недвижимости. Акции также закладывались и на вырученные деньги покупалось еще больше акций, поскольку все как заколдованные повторяли: «рынок всегда растет».
Формировалась классическая кредитная пирамида, когда требования к заемщику все смягчались и кредиты начали выдавать вообще всем, без проверки какой-либо информации, поскольку активы, под которые они выдавались, «всегда росли в цене» и «банки ничем не рисковали». Все это держалось еще и на постоянном рефинансировании старых кредитов, поскольку ЦБ Японии планомерно снижал ставку.
На рынке появилось множество фейк-компаний, которые пытались хайпиться на растущем тренде и вообще не имели какого-либо продукта и даже цели его создавать. То же самое было во время пузыря доткомов в США в 2001 году, во время криптолихорадки в 2017-ом или стартап-пузыря 2018 года на американском рынке.
Так же и мастодонты японского рынка решили прекратить заниматься реальным бизнесом и все погрязли в финансовых махинациях. Вместо развития технологий, повышения квалификации сотрудников и выхода на новые рынки, компании занимались накруткой цены собственных акций с помощью «бесплатных кредитов» от японского ЦБ. Так же, как это сейчас, например, делает Apple или Boeing в США.
В 90-ом году этот праздник жизни закончился. Из-за невероятного размера кредитного пузыря и его опасности ЦБ Японии резко поднял ключевую ставку. В результате кредитный карточный домик рухнул. Свои долги больше нельзя было рефинансировать под меньшую ставку. Активы, под залог которых брались кредиты, стали падать в цене. Расходы населения стали сокращаться, а вместе с ними и доходы. Компании начали сокращать производство. Запустилась петля дефляции. Экономика страны, которая еще вчера росла быстрее всех в мире и имела лучшую технологическую базу, свалилась в крутое пике.
Нижеприкреплены картинки с графиками цен на японские активы в этот период. Они отлично иллюстрируют безумие, которое творилось на рынках в тот период. Ни фондовый рынок, ни недвижимость больше никогда не возвращались к ценам 1989 года. Цены на землю и вовсе упали в 10 раз!
Пара иллюстраций японского пузыря
На первой картинке изображен график цен основного японского индекса Nikkey за 40 лет. Отчетливо виден резкий безосновательный рост с 1985 по 1990, который в итоге так и остался пиком для японских акций.
На втором рисунке показан график изменения цен на землю в черте города за те же 40 лет. Там пузырь был много хуже, чем в акциях. Поскольку земля и недвижимость всегда являются более простым, понятным и востребованным активом для широких слоев населения, чем акции. Соответственно, число участников этого пузыря и объем денег в нем были много больше, чем в акциях.